Расселение алан на территории Северной Осетии в I-XII вв. по материалам картографирования археологических памятников

З.Х. Албегова

Институт археологии РАН

Работа проводилась при поддержке грантов РФФИ № 06-06-80117а и № 06-06-80041а.

В результате разведок Северо-Осетинского отряда Института археологии РАН, начавшихся в 2001 г., были зафиксированы географические координаты основной массы известных на сегодняшний день памятников аланской культуры. Картографирование по хронологическому принципу выявило изменение их ареала в различные эпохи.

Первое упоминание об аланах на Кавказе относится к I в. н.э. С этого же времени в Предкавказье, в частности в Северной Осетии начинают возникать и распространяться аланские поселения, получившие название "земляных городищ". Время активного функционирования этих поселений относится к первой половине I тыс. н.э. Согласно последним готовящимся к публикации исследованиям Т.А. Габуева и В.Ю. Малашева [1], жизнь на поселениях и вокруг них продолжалась и в VI-VII вв., а их окончательное запустение никак не связано с гуннским нашествием конца IV в.

Большинство городищ расположено на возвышенностях, основу которых составляют естественные глиняные отложения. Глиняная основа позволяла относительно легко корректировать естественный ландшафт, формируя базовую планировку городища. Искусственные рвы и валы разделяли поселение на отдельные функциональные участки, на которых располагались кварталы, цитадели (рис. 1, 2, 3, 4, 5, 14, видеоролик [2]). В случае необходимости, возвышенность под цитадель корректировалась и подсыпалась или создавалась целиком (рис. 6, 15). Помимо городищ со сложной планировкой, известны и достаточно простые. На аэрофотоснимках многие из них практически не выделятся на фоне окружающего ландшафта (рис. 7, 8). Основу ряда аланских поселений (Змейское, Эльхоты ком, Дур-Дур 2 и Дур-Дур 5) составляют более ранние кобанские городища (рис. 9, 10).

Все городища и селища находятся в равнинной части Северной Осетии, а также у подножия Большого Кавказского и на удобных склонах невысоких Сунженского и Кабардинского хребтов (рис. 11). В ряде случаев вокруг городищ зафиксированы обширные подкурганные катакомбные могильники (Брут, Зилги, Змейская, Комсомольское). Особенно выделяются на общем фоне как сложностью планировки, так и обширностью сопутствующих подкурганных катакомбных могильников расположенные неподалеку друг от друга Зилгинское и Брутское городища. Очевидно, они являлись центральными в системе аланских поселений региона. Есть свидетельства наличия катакомбных могильников неподалеку от городищ Гой, Эльхотово, Дур-Дур 2. Однако пока обнаружены не все некрополи, относящиеся к раннеаланским поселениям.

После VII в. памятники аланской культуры полностью исчезают с равнинной части Северной Осетии, их ареал смещается в горы [3]. Интересно, что в горной зоне катакомб первой половины I тыс. н.э. не известно. Они появляются здесь только с VI-VII вв., то есть тогда, когда в предгорьях постепенно затухает жизнь, и бытуют до IX-XII вв. (рис. 12). Важно отметить, что на освобожденные аланами равнинные земли не приходят другие племена. Здесь наступает период запустения, который продолжается до X-XII вв. [4]

Пока нам известен только один памятник X-XII - XII-XIV вв. в предгорной части Осетии - Змейский могильник. Основная часть погребений этого некрополя датируется второй половиной XI-XII вв. Жизнь возвращается на равнину только в золотоордынское время. К XIII-XIV вв. относятся находки красноглиняной высококачественной золотоордынской керамики на ряде поселений (рис. 13). Однако золотоордынский период на территории Осетии недостаточно хорошо изучен. Возможно, будут выявлены и другие памятники этой эпохи.

С чем же связано практически пятивековое запустение равнинных земель? Если обратиться к политическим событиям на Кавказе, то среди них можно отметить несколько способных повлиять на миграции: образование Тюркского каганата и усиление его на Кавказе во второй половине VI в.; образование Хазарского каганата (VII-X вв.) и арабо-хазарские войны первой половины VIII в. В ходе последних арабы не раз пользовались Дарьяльским проходом для нанесения ударов по хазарам. Однако, во-первых, тюркское усиление было не долгосрочным. Во-вторых, анализ этнополитической ситуации на раннесредневековом Кавказе позволил А.В. Гадло сделать вывод о том, что хазарский контроль обеспечивал политическую и экономическую стабильность региону и в целом играл положительную роль. Кроме того, аланы долгое время в основном выступали надежными союзниками хазар. И, наконец, как отмечал В.А. Кузнецов [Кузнецов В.А., 1981. С. 74], археологические памятники, расположенные у Дарьяльского прохода (катакомбные могильники Чми, Балты, Гоуста, крупный катакомбный могильник и городище Владикавказа), не были уничтожены мощными ударами арабов, местное население продолжало жить там, где жило раньше.

Таким образом, никакие сколько-нибудь заметные политические события не могли стать причиной многовекового запустения Центрального Предкавказья. Причину следует искать среди других обстоятельств, к которым, скорее всего, относятся природные катаклизмы.

В статье Г.Е. Афанасьева и Д.С. Коробова о поселениях и террасах Кисловодской котловины V-IX вв., помещенной в настоящем сборнике [Афанасьев Г.Е. Коробов Д.С., 2007], подробно описаны результаты последних исследований, касающихся изменений в палеоклимате, а также библиография по этой теме. Отсылая читателя к этой статье, коротко коснемся основных выводов специалистов, согласно которым VII-XII вв. были чрезвычайно засушливыми. По результатам анализа климата Таманского полуострова это был самый засушливый период из последних 6000 лет. Климатические изменения на юге России были частью глобальных изменений, происходивших во всем северном полушарии. Исследования, проведенные в Северной Осетии О.С. и А.А. Хохловыми и А.А. Гольевой, показали, что поворот в сторону большей сухости наблюдается уже со второй половины V в. Изменения климата в полной мере касались равнинных земель, в то время как в горной зоне нормальное количество осадков и наличие многочисленных родников создавали благоприятные условия для земледелия. Исследования археологических памятников в Кисловодской котловине, которым посвящена вышеуказанная статья Г.Е. Афанасьева и Д.С. Коробова, также свидетельствуют о том, что население котловины в V-IX вв. размещало свои укрепленные поселения и земледельческие угодья не на равнинах, а на склонах гор на высоте 900-1500 м над уровнем моря. Авторы убедительно доказывают, что выбор мест для проживания зависел от климата.

Очевидно, что массовая миграция алан с равнин Северной Осетии в горы и последовавшее в предгорной зоне длительное запустение также напрямую связаны с наступлением засушливого периода.

Возможно, именно в результате засухи поменяла русло р. Камбилеевка, на высоких берегах которой располагались упомянутые выше крупные аланские центры - Брутское и Зильгинское городища. Если эта речка "погибла" с повышением аридности климата, то вполне вероятно, что с его нормализацией вновь возникший водный поток не попал в старое русло. Этот вопрос еще требует детальной проработки.

Аланские племена, проживавшие на равнинной части Северной Осетии, не были способны противопоставить природным изменениям мощную ирригационную систему. Как известно, подобные системы создавались и нормально функционировали только в рамках деспотических государств, таких как государства древнего Востока. В аланском же обществе почти каждый общинник был свободным собственником и воином-дружинником, имевшим и владевшим оружием, что исключало жесткое единоначалие и централизованное управление хозяйством. Возникновение разветвленной системы оросительных каналов в таком обществе было невозможно. Для алан единственным выходом, к тому же не требовавшим кардинального изменения привычного уклада жизни и нравов, было переселение в расположенные рядом горы. Переселение, видимо, не всегда шло мирным путем, так как горы не были безлюдными. Обращает на себя внимание, что основная масса расположенных в горах катакомбных могильников сосредоточена восточнее Дигорского ущелья (от Уаллагкома до Дарьяла). Катакомбный могильник Кари-дон у сел Лезгор и Донифарс появляется только в IX в.

Вероятно, равнинные земли не были абсолютно заброшены и использовались для отгонного скотоводства.

Миграционные процессы наверняка повлекли за собой этно-культурные изменения. Консервация части аланского населения в горах с VII по XI вв. и длительный отрыв этой части от основной массы родственных племен позволяют предположить, что в это время происходило складывание иронского (более молодого по сравнению с архаичным дигорским) диалекта осетинского языка. Под влиянием местных традиций мог со временем исчезнуть катакомбный обряд погребения. Однако вопросы взаимодействия с горским населением требуют дополнительных исследований.

Таким образом, картографирование памятников аланской культуры на территории Северной Осетии дает нам основание полагать, что в VI-VII вв. в связи с установлением чрезмерно жаркого и сухого климата на равнине аланское население постепенно ушло в горы. Жизнь же на равнине замерла до XI-XII вв. и окончательно возродилась с нормализацией климата в XII-XIII вв. За время проживания носителей аланской культуры в горах к XII в., видимо, произошли культурные и антропологические изменения, связанные с их относительной территориальной изоляцией от родственных племен и тесными контактами с горским населением.

 

Примечания

[1] Автор выражает глубокую благодарность В.Ю. Малашеву за консультации, в частности, по вопросам датировки подъемного материала с аланских городищ Северной Осетии. назад

[2] Трехмерные реконструкции памятников (рис. 14 и 15), а также видеоролик с облетом городища Дур-Дур 3 выполнены С.Н. Алексейчуком в рамках гранта РФФИ № 06-06-80117а. назад

[3] К сожалению, нам практически не известны аланские поселения в горной зоне, к которым относятся катакомбные могильники VI-XII вв. Такое положение вещей связано, скорее всего, с ограниченным количеством площадей, пригодных для поселений в этом регионе. Дефицит земли, по-видимому, приводил к использованию одних и тех же мест под поселения в разные исторические эпохи носителями разных культур. При этом предшествующий культурный слой мог не сохраняться или сохранялся очень плохо. В то же время, использование всех доступных горных земель под земледелие и скотоводство часто приводило к обнаружению могильников, в частности катакомбных. Находки катакомб обычно являлись следствием проседания камер и образования на поверхности земли ям, в которые проваливался скот. Таким образом, объективно на равнине легче обнаруживаются визуально четко читаемые поселения и курганы, а в горах - катакомбные могильники. назад

[4] В качестве близкого исторического примера можно привести заселение адыгскими племенами в XV-XVI вв. опустевших Предкавказских земель, произошедшее после разгрома Тимуром Тохтамыша и поддерживавших его племен Северного Кавказа, в том числе и алан в самом конце XIV в. назад

 

Литература

Афанасьев Г.Е., Коробов Д.С., 2007. Использование ГИС в изучении системы расселения аш-тигоров и выделении зон биопродуктивности в VII-XII вв. на Северном Кавказе // Археология и геоинформатика. Вып. 4. [Электронный ресурс]. М., CD-ROM. назад

Кузнецов В.А., 1981. Археологические памятники на южной окраине г. Орджоникидзе // Вопросы осетинской археологии и этнографии. Вып. 1. Т. XXXVI. Орджоникидзе. назад