Применение фотограмметрии в работах совместной российско-абхазской Маркульской археологической экспедиции ИА РАН и АбИГИ АНА
Г.В. Требелева*, К.А. Глазов**, А.С. Кизилов**, В.Г. Юрков*
*Институт археологии РАН, Москва
**ФИЦ «Субтропический научный центр РАН», Сочи
Работа выполнена в рамках НИОКТР 122011200269-4 «Причерноморская и Центральноазиатская периферия античного мира и кочевнические сообщества Евразии: на перекрестке культур и цивилизаций».
DOI: 10.25681/IARAS.2023.978-5-94375-423-4.13
Цифровизация стала закономерным этапом развития цивилизации в целом и гуманитарной науки в том числе. Музеи, учреждения культуры в этом вопросе шагнули намного дальше [Chrysanthi et al., 2021; Dall’Asta et al., 2016; Гук, Пиков, 2020а; 2020б и др.], чем непосредственно археологические экспедиции. Однако и требования к археологическим экспедициям, к формам предоставления отчетов и документации тоже меняются, отвечая запросам времени. Сохранение информации в цифровом виде об исследуемом объекте, артефактах и результатах полевых работ тем более важно, что в результате археологических раскопок исследуемый объект часто прекращает свое физическое существование, сохраняясь лишь в информационной форме. В данной статье представлен опыт применения комплекса цифровых технологий в работах Маркульской экспедиции Института археологии РАН на территории Северо-Западной Колхиды (территория Большого Сочи РФ и Республики Абхазии) по воссозданию целостной картины историко-культурного ландшафта данной территории в древности.
Фотограмметрия в широком смысле представляет собой техническую дисциплину, занимающуюся созданием трехмерного образа объекта по серии его цифровых фотоснимков, что позволяет зафиксировать его современное состояние, произвести измерения геометрических характеристик (размеры, площади и объемы), изучить текстуры, а также получить все необходимые чертежи, проекции и разрезы. Методы фотограмметрии нашли применение в археологии еще в доцифровую эпоху и главным образом были связаны с анализом материалов аэрофотосъемки [Коншин, 1967; Wallace, 2016]. Развитие вычислительной техники дало мощный импульс к развитию методов фотограмметрии и сделало возможным проводить автоматизированную обработку изображений с помощью персонального компьютера, что увеличило ее доступность и существенно расширило пределы технологии. В последнее десятилетие в связи с развитием ресурсов вычислительной техники она получила широкое распространение в полевой археологии, музейном деле, архитектуре, реставрации и других сферах научной и прикладной деятельности, связанных с сохранением памятников культурного наследия [Сингатулин, 2013; Ольховский, Жуковский, 2013; Вахонеев, 2018; Гнера, 2021; Лебедев, 2021 и мн. др.]. В работе Маркульской экспедиции фотограмметрия начала применяться с 2017 г. и стала важной и неотъемлемой частью исследования, дополняющей классические методы документирования [Требелева и др., 2020; 2021; Trebeleva et al., 2020]. Кроме непосредственной задачи создания виртуальных образов исследуемых объектов, их обработки, измерения и получения прочей дополнительной информации для наполнения баз данных ГИС, перед сотрудниками экспедиции встала задача разработки методики использования фотограмметрии применительно к различным типам археологических объектов. Исследуемые экспедицией объекты очень разноплановы: отличаются друг от друга как размерами, так и условиями съемки. Соответственно, каждая категория археологических объектов требует своего индивидуального подхода, методики и оборудования. Условно мы можем разделить все типы объектов на три группы в зависимости от размера:
- большие, представляющие собой фортификационные сооружения, архитектурные комплексы, городища и т. п.;
- средние, такие как раскопы и архитектурные сооружения (храмы, фортификационные элементы, такие как башни, участки стен);
- малые, например, артефакты, архитектурные детали и другие подобные элементы, которые можно переместить в предметную фотостудию с удобными условиями съемки и освещения.
Фотограмметрия объектов большой площади. Необходимость получения точных планов городищ, исследования конструкции крупных храмовых комплексов и крепостей определила применение БПЛА, что потребовало разработки методики фотограмметрии применительно к местным условиям гористой местности с субтропической растительностью.
Фотограмметрию подобных объектов необходимо разделить на две задачи:
- получение ортофотоплана объекта;
- получение детальной 3D-модели.
Стандартная методика получения ортофотоплана археологического объекта мало отличается от обычной геодезической съемки с помощью БПЛА, предполагающей съемку под углом установки камеры к горизонту в 90° [Luis-Ruiz et al., 2021].
Основной вывод данного исследования заключается в том, что наиболее эффективна съемка при следующих условиях:
- высота полета дрона порядка 15 м;
- перекрытие соседних кадров 60–80%;
- наклон камеры к горизонту – 90°.
Данный метод был опробован для фотограмметрии остатков крепости Годлик (Лазаревский район г. Сочи). Модель используемого дрона – DJI Mavic Mini с камерой 12 Мпкс. Высота полета была выбрана 25 м ввиду высоких деревьев и строений в районе крепости. Камера была выставлена на автоматическую съемку с интервалом 2 сек, траектория и скорость полета подбирались, чтобы обеспечить необходимое перекрытие кадров и создать по возможности перпендикулярную сетку снимков. Угол наклона камеры к горизонту установлен в 90° (рис. 1).
Обработка отснятого материала показала, что:
- при вертикальной съемке полностью или частично не прорабатываются вертикальные детали, такие как стены и т. п., а на получившихся участках текстура сильно искажена или размазана;
- даже при отсутствии листвы (съемка проводилась в феврале 2021 г.) съемка вертикально вниз через крону деревьев и кусты не дает возможности отснять поверхность земли и находящиеся на ней фрагменты стен и башен крепости. При этом возникают большие трудности с автоматическим определением характерных точек, в результате чего целые серии кадров, на которых отсняты только деревья, не распознаются и выпадают из расчета. Уверенно распознаются кадры, на которых помимо крон деревьев расположены читаемые объекты типа остатков крепостной стены, строений, дорог, открытых пространств с травой.
В результате на полученном после обработки ортофотоплане крепость оказалась читаема только на открытых от растительности участках, что не дает возможности полностью построить план укрепления (рис. 2). Вместе с тем на цифровой модели местности (ЦММ) контур ее угадывается лучше (рис. 3).
Исходя из анализа результатов, было принято решение опробовать наклонную аэрофотосъемку, чтобы избежать искажения вертикальных деталей и обеспечить возможность съемки поверхности земли под кронами деревьев. При этом угол съемки во избежание искажений мы не сильно увели от вертикали и остановились на 60°. Данная методика была опробована при исследовании крепости Питиунт (г. Пицунда, Республика Абхазия) [Trebeleva et al., 2021].
Крепость расположена на ровном участке местности и занимает пространство в 150 × 230 м. Южная и западная часть крепостной стены и внутренней территории крепости свободны от густой растительности, а северная и восточная части сильно заросли и местами находятся в болоте. Интервал съемки был выбран также 2 сек, высота полета из-за высоких кипарисов внутри крепости принята в 25 м, скорость полета подбиралась для обеспечения перекрытия кадров в 60–80 %. Траектория полета была принята «змейкой» по линии восток – запад с проходом всей площади укрепления сначала с севера на юг, а затем с юга на север (рис. 4).
Анализ обработки полученного материала показал:
- значительно лучшую проработку вертикальных объектов, таких как стены, башни, деревья и т. п., приемлемое качество их текстуры;
- лучшую проработку поверхности земли под отдельно стоящими и редко растущими деревьями.
Вместе с тем центральная часть восточного укрепления, заросшая густой растительностью, выпала из расчета, так как в поле этих кадров не попали читаемые и легко узнаваемые объекты. Эту ситуацию удалось решить, включив в расчет серию кадров, снятых с высоты 250 м (рис. 5).
Густая растительность на территории восточного укрепления вместе с соседними легко читаемыми ориентирами и деталями, такими как дороги, крыши домов и т. п., попадают в поле этих кадров, поэтому автоматически распознаются и участвуют в построении итоговой 3D-модели. При этом полученный ортофотоплан имеет хорошее качество, позволяя получить качественный план крепости и провести необходимые измерения (рис. 6, 7).
Вместе с тем крепость Питиунт не имеет значительных сохранившихся строений, кроме геометрически простых участков стен и башен. Если же исследовать объекты со сложными формами, например крепости с хорошо сохранившимися элементами, такими как стены, башни, храмы и прочие сооружения, то съемки под углом 60° для детальной проработки будет явно недостаточно. Поэтому было решено опробовать съемку под более пологими углами при исследовании Бзыбской крепости (Республика Абхазия).
Крепость стоит на отроге горного хребта, при этом территория практически не имеет деревьев и покрыта травой. В верхней части крепости расположен хорошо сохранившийся крестовокупольный трехапсидный храм Х в., имеющий с юга, запада и севера сохранившиеся стены притворов.
Для хорошей проработки как крепостных стен, башен, так и храма снаружи и изнутри съемка проводилась под углом 45° к горизонту, чтобы с одинаковым качеством проработать как вертикальные, так и горизонтальные поверхности объекта. Траектория полета была выбрана, как и в предыдущем примере, несколькими встречными парами «змеек» под разными азимутами, чтобы одинаково проработать все детали крепости и не оставить слепых зон (рис. 8).
В результате была получена 3D-модель крепости хорошего качества без заметных искажений в рамках поставленной задачи, а также ортофотоплан и ЦММ, позволяющие проводить дальнейшую обработку, измерения и исследования (рис. 9, 10).
Отдельной задачей стала отработка методики съемки объектов, расположенных в большом отдалении от дорог, в густозалесенной местности в горах. Примером такого объекта является крепость Пскал. Пскальское укрепление расположено на краю гребня одного из отрогов горного хребта, на высоте 576 м над уровнем моря. Дорога на машине к нему отсутствует. Густая многоярусная растительность плотно окружает и саму крепость с храмом, и местность вокруг него. Это полностью исключало возможность поднять квадрокоптер, ибо произвести зачистку от лесной растительности невозможно ни в физическом, ни в юридическом плане. Поэтому съемку пришлось производить с рук и со штатива (рис. 11). На первый взгляд, качество полученной модели неудовлетворительно (рис. 12). Но, тем не менее, контуры стен четко прослеживаются, что позволяет получить план укрепления удовлетворительного качества. Подключение полученной ЦММ в ГИС (рис. 13) показало, что перепад высот реалистично отображает ландшафтные особенности, а возможные погрешности вполне допустимы для первичного плана (рис. 14) и фиксации объекта в ходе разведок.
Таким образом, по методике съемки объектов большой площади можно прийти к следующим выводам:
- простые открытые объекты на плоскости без существенных вертикальных деталей можно снимать с углом установки камеры 90°;
- чем сложнее объект геометрически, чем больше в нем вертикальных деталей, тем сложнее должна быть съемка. В идеале это должно быть сочетание нескольких серий пролетов с углом съемки 90°, 60°, 45°. Траектория полета должна планироваться серией встречных «змеек» по нескольким азимутам в зависимости от геометрии объекта;
- высоту полета следует выбирать, исходя из высоты окружающих препятствий;
- перекрытие кадров следует обеспечивать в 60–80 %;
- при значительной залесенности объекта, чтобы избежать выпадения из расчета снимков с деревьями, необходимо отснять этот участок с большей высоты, чтобы в границы кадра попали читаемые ориентиры;
- в отдельных случаях, при невозможности поднять БПЛА, производится съемка с земли.
Фотограмметрия стационарных объектов среднего размера. Сюда мы можем отнести архитектурные элементы памятников, границы раскопов и шурфов, а также храмы малого и среднего размера, что на сегодняшний день составляет основной объем фотограмметрии, с которым приходится сталкиваться в работе Маркульской экспедиции.
Начало было положено в 2017 г., когда были отсняты Маркульский храм с прихрамовой территорией после завершения на нем раскопок (рис. 15), а также башня Алахаш-абаа (рис. 16). Для обоих объектов были получены 3D-модели, а для башни – профили стен с различных проекций. Это позволило установить, что башня построена в римском стиле, описанном в трудах Витрувия [Требелева и др., 2019].
За период с 2017 г. экспедицией была сделана фотограмметрия более трех десятков храмов на территории Абхазии и семи храмов на территории Большого Сочи. Съемка подобных объектов проводится зеркальным фотоаппаратом. Вокруг объекта совершается несколько круговых обходов с последовательно изменяемой высотой съемки – с уровня глаз, с поднятых рук и со штатива, поднятого над головой. Перекрытие кадров соблюдается в 60–80 %.
Для небольших плоских объектов типа границ раскопов обычно хватает одного прохода на одинаковой высоте с углом съемки к поверхности, близким к нормали. Для храмов количество проходов обычно составляло 3–4 с последовательным изменением высоты съемки от уровня глаз (1,5 м) до 3,5 м (высота штатива, поднятого над головой). При условии соблюдения непрерывности съемки получение 3D-модели объекта обычно не представляет больших трудностей. Недостатком этого метода является недоступность съемки верхней части храма, если он сохранился на большую высоту, но в рамках разведок храмов Абхазии, проводимых экспедицией, большинство памятников не имело хорошей сохранности, что позволило построить полные 3D-модели.
Касаемо крупных храмов, обследованных экспедицией, можно отметить, что в основном они находятся в хорошей сохранности на полную высоту. Поэтому для их полноценной фотограмметрии необходимо применение БПЛА. Их фотографирование повторяет методику, описанную выше, и представляет собой несколько конусов съемки с разных высот под разными углами. При этом БПЛА позволяет избавиться от недостатков съемки со штатива, так как появляется возможность отснять слепые верхние зоны стен и кровли. В качестве примера хочется отметить удачный результат применения БПЛА при фотограмметрии Бзыбского храма (рис. 17). Сначала с помощью дрона DJI Mavic Mini были сделаны три круговые серии фотографий изнутри храма с постепенным увеличением высоты, а потом, из-за отсутствия кровли, съемка была продолжена снаружи с выходом через верхний проем без разрыва серии, что позволило при обработке получить единую внутреннюю и внешнюю поверхности памятника, не прибегая ко всякого рода искусственным приемам. В результате получилась качественная модель храма, которую можно подробно анализировать, снимать необходимые размеры и выполнять чертежи (рис. 18).
Подводя итог методике фотограмметрической фиксации среднеразмерных объектов, следует отметить, что для получения хорошего результата важно соблюдение следующих нескольких правил.
1. Выбор освещения. Яркое солнечное освещение делает исходные снимки сильно контрастными, что очень плохо влияет на автоматическое определение опорных точек, на основании которых производится расчет. Это может повлиять на точность модели. Контрастные снимки также сильно ухудшают качество текстуры. Поэтому для съемки следует выбирать облачную погоду с рассеянным мягким светом. Сильно пасмурная погода также неудобна, так как основная масса исследуемых объектов находится в лесу, и при таких условиях сильно падает освещенность, что требует длинной выдержки. При такой съемке фотографии могут оказаться смазанными и непригодными для расчета.
2. Подготовка объекта. Для получения качественной 3D-модели важное значение имеет предварительная расчистка от растительности. Этому вопросу следует уделять особое внимание. Все кусты, ветки, листва, трава должны быть удалены с объекта, так как сильно портят модель, а избавиться от этих шумов на стадии обработки уже невозможно. Стволы деревьев, напротив, практически не мешают, так как легко вырезаются из готовой модели.
3. Съемка граней и углов. Важным моментом является тщательная съемка углов строений для качественной сшивки поверхностей примыкающих стен. Лучше сделать на углах больше кадров, чем потом искусственно сшивать модель из нескольких частей.
Развитием фотограмметрии данной группы археологических объектов является визуализация динамики раскопочных работ на примере двух раскопов.
В первом случае были объединены модели последовательных раскопов «Замка» Маркульского городища: расчищенный от растительности развал башни до раскопок в 2019 г. и последовательные стадии вскрытия площади развала 2020 и 2021 г. (видео 1), что позволило получить трехмерную картину последовательного вскрытия памятника и более полно проанализировать его геометрию и стратиграфию, получить срезы и профили стен.
Во втором случае мы провели послойную фотограмметрию раскопа 2021 г. на юго-западном склоне городища, который дал богатый археологический материал. Совместив 3D-модели последовательных стадий вскрытия, мы получили динамическую картину процесса открытия находок (видео 2). Таким способом, помимо чисто научного результата, мы получили интересную и информативную видеовизуализацию, которая в дальнейшем будет включена в виртуальную экспозицию музея Маркульского городища.
Фотограмметрия артефактов. Этот метод применим для объектов небольшого размера, которые можно поместить (или создать вокруг них) в элементарную студию для предметной съемки. Состав оборудования, входящий в нее, может быть таким, как предложенный в работе [Porter et al., 2016]. В нашем случае студия включала в себя поворотный столик, штатив, зеркальный фотоаппарат Nikon5100, проводной пульт для фотоаппарата, драпировку заднего плана в виде белой матовой ткани и белый круг на поверхности поворотного стола, подсветка артефактов осуществлялась светодиодной кольцевой лампой. Подобная студия значительно упрощает и ускоряет процесс съемки, так как резкость объектива в течение серии не меняется, поворот артефакта осуществляется на одинаковый угол, фотоаппарат закреплен жестко, кадры не смазываются, а задний белый фон легко и быстро удаляется с помощью масок при первичной обработке фотографий. Равномерный мягкий свет не дает бликов и теней, что позволяет получить качественную текстуру. Необходимое направление света и положение теней устанавливается уже при финальном рендере заданием положения виртуального источника света, что позволяет подчеркнуть форму предмета в нужном месте. Установив камеру статично и поворачивая поворотный столик с артефактом на определенный угол, делаем круговую съемку из 16–24 кадров. Далее угол установки камеры меняется по высоте на 15–20° и процедура повторяется. Таким образом, получается несколько конусов съемки, что позволяет создать 3D-модель артефакта. Эта методика первоначально была отработана при создании образцов для виртуальной экспозиции музея истории города-курорта Сочи [Галищева, Глазов, 2019], а затем применена к артефактам, найденным при раскопках Маркульского городища.
Иногда в полевых условиях нет возможности собрать студию, поэтому приходится процесс съемки упрощать, ограничивая оборудование дневным рассеянным светом, подставкой и белой драпировкой. Съемка в этом случае осуществляется круговым обходом вокруг стационарно установленного артефакта. Подобное упрощение не сильно сказывается на ухудшении модели при условии мягкого рассеянного освещения [Грушин, Сосновский, 2018].
В 2020 г. была найдена чаша, а работы 2021 г. дали большое количество находок: пифосы и 5 сосудов из погребения. Хорошая их сохранность представляет как научный, так и большой экспозиционный интерес. Построение 3D-моделей предметов небольшого размера, проведенное по отработанным алгоритмам, дало хорошие результаты. Для них были выполнены необходимые измерения, построены проекции и разрезы (рис. 19).
Вместе с тем при фотограмметрии больших и тяжелых пифосов мы столкнулись с определенными техническими сложностями. Вес и размер этих предметов не позволили в полевых условиях создать фотостудию для полного соблюдения технологии съемки. Пифосы снимались под открытым небом на траве, сначала в обычном положении, а потом в перевернутом. В результате из-за переотражения света от травы поверхность пифосов в нижней части окрасилась в зеленый цвет, а свет от неба дал тени, что не позволило программно распознать и сшить две серии съемки – низ и верх. Поэтому для получения полноценной 3D-модели пришлось две половины сшивать вручную в 3Ds Max. В связи с этим на готовой модели видны небольшие различия в текстуре верхней и нижней половины пифосов (рис. 20).
Завершение сезона не позволило заново переснять пифосы, но были намечены технические мероприятия и условия съемки, чтобы избежать подобных моментов:
- использование белой подложки при съемке для исключения окраски от переотражения света;
- отрыв предмета от поверхности земли для исключения плотных теней (использование тумбы, пьедестала, подставки);
- использование рассеянного искусственного освещения в виде кольцевой лампы для исключения косых теней или мягкого рассеянного света пасмурного неба;
- использование поворотного стола.
Т.е. все перечисленные мероприятия, так или иначе, сводятся к организации на месте в полевых условиях фотостудии для предметной съемки. Трудозатраты на ее сооружение с лихвой перекрываются временем последующей обработки материала.
Завершая наш краткий обзор применения фотограмметрии в работе Маркульской экспедиции, можно констатировать, что сформировались основные направления ее использования:
1) топо- и аэрофотосъемка территорий исследования;
2) фиксация современного состояния памятников, особенностей архитектуры, получение планов, проекций и разрезов;
3) получение 3D-моделей памятников, видеовизуализация;
4) документирование раскопок, получение планов, разрезов, профилей раскопов;
5) фиксация находок;
6) получение 3D-моделей артефактов, накопление банка данных находок экспедиции для создания виртуальной экспозиции музея Маркульского городища;
7) камеральная обработка отснятого за сезон материала, позволяющая удаленно производить анализ объектов и артефактов, измерения, чертежи, разрезы, так как весь археологический материал остается на территории Республики Абхазия. Удаленная работа с 3D-образами раскопов в межсезонье позволяет также определять направления исследований на следующий сезон;
8) обмен данными с экспертами, позволяющий предоставить по интернету 3D-модель объекта или артефакта специалистам, показать его с разных сторон, что упрощает получение экспертного заключения;
9) Восстановление первоначальной формы частично фрагментированных артефактов, виртуальная реконструкция археологических объектов.
По мере дальнейшего применения фотограмметрии круг ее задач будет, безусловно, расширяться. Большие перспективы видятся в применении БПЛА для разведок территории, в том числе и с применением узкоспектральной съемки.
Что касается методических наработок, то, анализируя опыт применения фотограмметрии в Маркульской археологической экспедиции, следует отметить, что наработанные методики по описанным выше группам археологических объектов носят общий рекомендательный характер. К каждому памятнику необходим свой индивидуальный подход, определяемый его размером, геометрией, доступностью съемки и другими параметрами.
Литература
Вахонеев В.В., 2018. Фотограмметрия в подводной археологии // XIX Боспорские чтения. Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. / Ред.-сост.: В.Н. Зинько, Е.А. Зинько. Симферополь; Керчь. С. 66–70. назад
Галищева Е.В., Глазов К.А., 2019. Археологическое наследие в формате цифровых технологий экспозиционно-выставочного пространства Музея истории города-курорта Сочи // Музей: прошлое, настоящее и будущее: Фелицынские чтения – XХI: материалы межрегион. науч.-практ. конф. Краснодар: Вика-Принт. С. 59–62. назад
Гнера В.А., 2021. Аэрофотограмметрическое исследование памятников археологии [Электронный ресурс] // Археология и геоинформатика. Вып. 10 / Отв. ред. Д.С. Коробов. М.: ИА РАН. DVD-ROM. Интернет назад
Грушин С., Сосновский И., 2018. Фотограмметрия в археологии – методика и перспективы // Теория и практика археологических исследований. № 1 (21). С. 99–105. DOI: 10.14258/tpai(2018)1(21).-08. назад
Гук Д.Ю., Пиков Н.О., 2020а. Археология Эрмитажа в формате электронной энциклопедии // Труды VI (XXII) Всероссийского археологического съезда в Самаре. Т. III. / Отв. ред.: А.П. Деревянко, Н.А. Макаров, О.Д. Мочалов. Самара: Самарский гос. соц.-пед. ун-т. С. 120–121. назад
Гук Д.Ю., Пиков Н.О., 2020б. Фотограмметрия музейных предметов в кадре и за кадром // Труды VI (XXII) Всероссийского археологического съезда в Самаре. Т. III. / Отв. ред.: А.П. Деревянко, Н.А. Макаров, О.Д. Мочалов. Самара: Самарский гос. соц.-пед. ун-т. С. 168–170. назад
Коншин М.Д., 1967. Аэрофотограмметрия. М.: Недра. 348 с. назад
Лебедев М.А., 2021. Использование фотограмметрии при раскопках древнеегипетских скальных гробничных комплексов: перспективы и ограничения метода [Электронный ресурс] // Археология и геоинформатика. Вып. 10 / Отв. ред. Д.С. Коробов. М.: ИА РАН. DVD-ROM. Интернет назад
Ольховский С.В., Жуковский М.О., 2013. Применение фотограмметрии в подводных археологических исследованиях в Фанагории // Новые материалы и методы археологического исследования: материалы II Междунар. конф. молодых ученых / Отв. ред. и сост.: В.Е. Родинкова, А.Н. Федорина. М.: ИА РАН. С. 194–195. назад
Сингатулин Р.А., 2013. Фотограмметрические технологии в археологии (краткий исторический очерк) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 3 (39), ч. 1. С.148–152. назад
Требелева Г.В., Кизилов А.С., Глазов К.А., Хондзия З.Г., Юрков Г.Ю., 2019. Оборонительные сооружения Маркульского городища. К вопросу о датировке // КСИА. Вып. 256. С. 230–242. назад
Требелева Г.В., Глазов К.А., Кизилов А.С., Саканиа С.М., 2020. Применение 3D-фотограмметрии археологических объектов в условиях горной и лесистой местности Западного Кавказа // Труды VI (XXII) Всероссийского археологического съезда в Самаре. Т. III / Отв. ред.: А.П. Деревянко, Н.А. Макаров, О.Д. Мочалов. Самара: Самарский гос. соц.-пед. ун-т. С. 178–180. назад
Требелева Г.В., Саканиа С.М., Глазов К.А., Кизилов А.С., Юрков Г.Ю., 2021. Позднеантичные и средневековые храмы Абхазии: ГИС, исследование с помощью фотограмметрии и создание 3D-моделей [Электронный ресурс] // Археология и геоинформатика. Вып. 10 / Отв. ред. Д.С. Коробов. М.: ИА РАН. DVD-ROM. Интернет назад
Chrysanthi A., Katifori A., Vayanou M., Antoniou A., 2021. Place-Based Digital Storytelling. The Interplay Between Narrative Forms and the Cultural Heritage Space // Emerging Technologies and the Digital Transformation of Museums and Heritage Sites. RISE IMET 2021 / Ed. by M. Shehade, T. Stylianou-Lambert. Berlin: Springer. P. 127–138. (Communications in Computer and Information Science; vol. 1432). DOI: 10.1007/978-3-030-83647-4_9. назад
Dall’Asta E., Bruno N., Bigliardi G., Zerbia A., Roncella R., 2016. Photogrammetric Techniques for Promotion of Archaeological Heritage: The Archaeological Museum of Parma (Italy) // The International Archives of the Photogrammetry, Remote Sensing and Spatial Information Sciences. Vol. XLI. P. 243–250. DOI: 10.5194/isprsarchives-XLI-B5-243-2016. назад
Luis-Ruiz J.M.D., Sedano-Cibrian J., Pereda-Garcia R., Perez-Alvarez R., Malagon-Picon B., 2021. Optimization of Photogrammetric Flights with UAVs for the Metric Virtualization of Archaeological Sites. Application to Juliobriga (Cantabria, Spain) // Applied Sciences. Vol. 11, 3. 1204. DOI: 10.3390/app11031204. назад
Porter S.Т., Roussel R., Soressi М., 2016. A Simple Photogrammetry Rig for the Reliable Creation of 3D Artifact Models in the Field. Lithic Examples from the Early Upper Paleolithic Sequence of Les Cottes (France) // Advances in Archaeological Practice. Vol. 4, iss. 1. P. 71–86. DOI: 10.7183/2326-3768.4.1.71. назад
Trebeleva G., Kizilov A., Glazov K., Yurkov V., Yurkov G., 2020. Photogrammetry in the Study of the Antique and Medieval Archaeological Site of Markul (Village Markula, Ochamchira Region, Republic of Abkhazia) in Northwestern Colchis Area (Black Sea Coast of the Caucasus) // Geosciences. Vol. 10, 12. 489. DOI: 10.3390/geosciences10120489. назад
Trebeleva G., Glazov K., Kizilov A., Sakania S., Yurkov V., Yurkov G., 2021. Roman Fortress Pitiunt: 3D-Reconstruction of the Monument Based on the Materials of Archaeological Research and Geological Paleoreconstructions // Applied Sciences. Vol. 11, 11. 4814. назад
Wallace C.A.B., 2016. Photogrammetry in Mediterranean Archaeology. Master’s Thesis, University of Waterloo, Waterloo, ON, Canada, 29 March 2016 [Electronic resource]. Internet назад