НАЙТИ
Расширенный поиск

ЛОГИН

  ПАРОЛЬ

Направления  
Программы и проекты  
Экспедиции  
Мероприятия  
Администрация  
Ученый совет  
Диссертационный совет  
Аспирантура  
Отдел полевых исследований  
Научные подразделения  
Научный архив  
Библиотека  
Издательство  
Монографии и сборники  
Публикации сотрудников  
Российская археология  
Краткие сообщения ИА РАН  
Археологические открытия  
Библиография  
Проведение историко-культурной экспертизы  
 
Проведение спасательных раскопок и наблюдений  
 
Проведение археологических разведок  
 
Образцы запросов для заказчиков  
Закупки по ФЗ-223  
Законодательство  
Учет  
Современное состояние  
 

Новости

Из новейших открытий археологов ИА РАН

Верблюд из Каповой пещеры

В ноябре 2017 г. более трех недель в Бурзянском районе Республики Башкортостан работала Международная экспедиция по реставрации палеолитической живописи пещеры Шульган-Таш, известной в научных кругах как Капова пещера. Уже не первый год здесь ведутся работы под руководством опытного реставратора Эудаля Гийаме. Он был рекомендован к сотрудничеству с Правительством Башкирии, заботящимся о сохранности расположенной на территории Республики уникальной пещеры с палеолитическими рисунками Шульган-Таш (Каповой), всемирно известным Музеем Альтамиры (Альтамира - пещера на севере Испании, открытая еще в 1879 году и ставшая своего рода символом древнейшего художественного творчества). В настоящее время в мире известно 43 региона наскального искусства в пещерах и под открытым небом, которые включены в Список культурного наследия ЮНЕСКО. Однако в России доля номинированных объектов ничтожно мала в сравнении с действительным объемом культурного достояния и его разнообразием. Это делает особенно своевременным запрос Правительства России на продвижение в список ЮНЕСКО силами субъектов Федерации выдающихся образцов культурного и природного наследия.

Одним из таких памятников является пещера Шульган-Таш (Капова). По поручению Правительства Республики в сотрудничестве с Научно-производственным центром по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан ведутся тщательные работы по консервации и исследованию выдающихся образцов первобытного искусства России. В Шульшан-Таш (Каповой) живопись в пещере представляет собой самые восточные достоверно документированные произведения пещерного искусства. Наиболее вероятные временные интервалы для изображений на стенах и сводах составляют от 13 до 26 тысяч лет, но не исключена и более ранняя дата – до 37 тысяч лет.

Раскрытие рисунков под руководством Эудаля Гийаме проходило в течение 22 дней. Ранее специалист из Андорры проводил аналогичные работы во французской всемирно известной пещере Арси-сюр-Кюр, где из-под кальцитовых натеков были раскрыты многие красочные изображения. Основная проблема сохранения пещерных изображений связана с натеками кальцита, которые, с одной стороны, служат своего рода природным стабилизатором, позволяющим сохранять нанесенные краской фигуры и знаки. С другой стороны, слишком мощные образования становятся непрозрачными и скрадывают изображения. С этой проблемой уже давно столкнулись в Европе, где известно около 300 памятников искусства в пещерах и гротах, многие из которых открыты для посещения публикой, поэтому приглашение опытного специалиста стало оправданным решением, которое позволяет осуществлять реставрацию в уральской пещере с учетом мирового опыта. Ранее, в 1970-х годах, в пещере уже были сделаны некоторые небезусловные реставрационные работы. Их результаты заставили с наибольшей тщательностью подойти к выбору реставратора. Возможность перенять у Эудаля Гийаме хорошо зарекомендовавшие себя технологии и подходы в реставрации пещерного искусства, а также систематичность и последовательность, проявленная НПЦ по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан, взявшего на себя сложную роль лидера в выполнении этого трудоемкого, сложного и долговременного проекта, дало поразительные результаты.

В Шульшан-Таш (Каповой) пещере применялся хорошо зарекомендовавший себя метод расчистки с использованием электромеханических бормашин, который позволяет за один проход удалять минимальный объем кальцита, предотвращая тем самым возможность повреждения красочного слоя.

Работы по раскрытию проводились в рамках многолетнего проекта по очистке пещеры от посетительских надписей, инициированного НПЦ. Сотрудники НПЦ прошли обучение у Эудаля Гийаме и на равных принимали участие в работах по расчистке рисунков.

К сожалению, к чужим успехам не преминули присоединиться специалисты из МГУ, воспринявшие чужую работу как собственную победу и проанонсировавшие данное открытие в масс-медиа. Поскольку сотрудники МГУ участия в реставрационных работах не принимали, это объясняет существенные неточности информации, скоропалительно распространенные средствами массовой информации с подачи пресс-службы уважаемого учреждения. С дистанционным знакомством с открытием связаны и суждения, что представлен в пещере «рисунок фигуры верблюда, выполненный красной охрой и частично оконтуренный черной линией, нанесённой древесным углём».

Итак, в Бурзянском районе Башкортостана обнаружено под толстым кальцитовым натёком реалистичное, выполненное тщательно и со знанием натуры изображение…. двугорбого верблюда. В настоящее время эта фигура составляет левый фланг композиции, известной как «лошади и знаки». Контур задней части животного и ранее был виден из-под расчищенной еще в конце 1970-х годов плоскости (к этой расчистке предъявлялось немало претензий, которые были учтены в ходе разработки текущей стратегии консервационных мероприятий и их методики). Пару лет назад именно в этой части композиции был высверлен образец кальцитового натека для уран-ториевого датирования, давший интервал от 14 до 37 тысяч лет назад. Совокупность этих данных делает биографию выявленного верблюда практически безупречной, а достоверность изображения не вызывает сомнения.

В указанный временной интервал климат на территории Южного Урала был более суровым и холодным, но это вовсе не является препятствием, а напротив – может рассматриваться как благоприятный фактор для расширения (в сравнении с современным) ареала обитания верблюдов. Тундро-степные пространства были значительно большими, чем нынче, активнее рассекали лесные массивы, а, следовательно, и верблюды имели больший ареал обитания, чем ныне. Они соседствовали с мамонтами, шерстистыми носорогами и другим животными, чьи образы составляют эталонный изобразительный ряд искусства ледниковой эпохи и представлены в искусстве Шульган-Таш. Находки костей верблюдов нередки на Южном Урале и в Западной Сибири. В древнейшем искусстве каменного века верблюды редки, но известны на гравировке мамонтового бивня из окрестностей г. Парусинка в Западной Сибири с радиоуглеродной датой самого бивня около 13000 лет, а также в пещере Хойт-Ценкер-Агуй из Монголии. Обоснование палеолитического возраста искусства этого памятника убедительно, хотя изображения и были подновлены. С I тыс. до н. э. изображения верблюдов многочисленны на предметах кочевнического искусства и встречаются в Оренбургских степях и Казахстане. Мастера Евразийских степей достигли высокого мастерства в изображении этих животных.

Фиксация изображения из пещеры Шульган-Таш (Каповой) в инфракрасном диапазоне, проведенная по приглашению Правительства Башкортостан специалистами из Института археологии Российской академии наук, показала, что краска была приготовлена путем смешения красной охры и угля. Наличие добавки угля дает возможность увидеть контуры изображения на снимках в инфракрасном диапазоне; линия обводки отсутствует, хотя при разглядывании обычных снимков оптические иллюзии играют с восприятием злую шутку. Анализ цвета красок с использованием атласа цветов (позволяющих объективно сопоставлять оттенки) и сравнительная фотосъемка в ближнем инфракрасном диапазоне изображения верблюда и находящейся рядом с ним трапеции показала, что были нанесены идентичными красками. Работа по исследованию репертуара образов пещерного искусства каменного века на Урале продолжаются.

 

29.11.2017



Вернуться в раздел «Новости»

 
 

 

     
События
Публикации
Конференции
Новые книги
Personalia
In memoriam
     
 
     
 

 
 

Международный cеминар «Историко-археологическое исследование Брянского клада круга восточноевропейских выемчатых эмалей (III  в. н. э.)», 12—14 декабря 2017 года, Москва, Институт археологии РАН (ул. Кржижановского 14, корп. 2), Государственный Исторический музей (Красная площадь 1)

 
   
 
 
 

 
 

Конференция «Церковь Благовещения на Городище: исторический и культурный контекст», 14–15 февраля 2018 года, Москва, Институт археологии РАН (ул. Дмитрия Ульянова, д. 19)

 
   
 
 
 

 
 

Объединённый семинар 
ИА РАН и ИИМК РАН 
«Дихотомия искусства в археологии: локус, образы, генезис» («ДИАЛОГ») 
Семинар № 1: 
«Хищник и его жертва: от инварианта
к вариативности сюжета» 
Санкт-Петербург, ИИМК (Дворцовая набережная, д. 18), 6–7 декабря 2017 г.

 
   
 
 
     

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ

 
     
 
     

© Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт археологии Российской академии наук, 2006 – 2017

117036, Москва, ул. Дм. Ульянова, 19 Тел.: (499) 126-47-98, факс (499) 126-06-30

Создание сайта - Инфорос
     
На главную E-mail Добавить в избранное Карта сайта Оставить отзыв Версия для печати Отправить на e-mail Наверх