Вышел новый, четвёртый том ежегодника «Гипанис. Труды отдела классической археологии». В нём 12 статей, большинство из которых посвящено различным аспектам истории и археологии Фанагории. Их дополняют отдельные статьи о памятниках Европейского и Азиатского Боспора, а также Северо-Западного Крыма.

Так, В.Д. Кузнецов пишет о персидской надписи из Фанагории. Вопреки мнению многих коллег, он считает, что надпись была поставлена от имени Ксеркса, а не Дария I. Автор констатирует, что сам текст надписи не даёт возможности сделать однозначный выбор в пользу того или иного царя, и для атрибуции необходима дополнительная аргументация, в том числе анализ археологического контекста находки. Она была обнаружена в слое пожара, который произошел около 440 г. до н.э. Эту катастрофу В.Д. Кузнецов связывает с экспедицией Перикла, которая, по его мнению, привела к свержению персидского господства на Боспоре. Появилась же надпись в Фанагории во время установления этого господства, около 480 г. до н.э. (тоже сопровождавшегося пожарами).

А.О. Хотылев и С.В. Ольховский с коллегами сравнивают породы камня из трёх крупных зданий «Верхнего города» Фанагории и её портового причала. Оказалось, что в архаическое и раннеклассическое время в постройках преобладали вулканические и метаморфические породы. Такой камень, вероятно, привозили с северного побережья Турции, акваторий Мраморного или Эгейского морей, а отдельные породы – с побережья Саронического залива. Ближе к концу классического периода постепенно повышается роль органогенных известняков. Этот камень, скорее всего, поступал с территории Керченского полуострова.

М.Г. Абрамзон посвятил свою статью кладу из 22 монет, который нашли в башне № 2 на Узунларском валу. По его мнению, этот клад представлял собой кошелёк с жалованием боспорского наёмника, которое было выплачено накануне Полемонова разгрома (14/13 г. до н.э.). На такую дату указывают другие находки из башни, тогда как сами монеты отчеканены в правление Митридата VI и Фарнака. Этим узунларский «кошелёк» и другие боспорские «гарнизонные» клады второй половины I в. до н.э. отличаются от жалований, выплаченных наёмникам Полемона – их получали уже другими монетами, кратными римской унции.

Л.А. Голофаст обобщает археологические свидетельства о христианстве в Фанагории. По мнению исследовательницы, в «Нижнем городе» до середины VI в. мог существовать христианский храм. Об этом говорит концентрация находок, связанных с ним: два мраморных резервуара для воды, сигмовидный стол и рельеф с изображением Орфея.

Полный текст выпуска можно загрузить в электронной библиотеке ИА РАН.


Статьи, упомянутые в анонсе:

Абрамзон М.Г.
Клад из башни Узунларского вала

Голофаст Л.А.
Христианство в Фанагории. Археологические свидетельства

Кузнецов В.Д.
Ксеркс и Понт (Персидская надпись из Фанагории)

Хотылев А.О., Ольховский С.В., Майоров А.А., Хотылев О.В.
Состав и происхождение камня из древнейших построек Фанагории


Выходные данные:

Hypanis. Труды отдела классической археологии ИА РАН. Т. 4. – М., 2022. – 240 с.