В 2018 г. на юге Республики Беларусь, на северной окраине Центрального Полесья археологи продолжили изучение поселения Ясковичи, культурные горизонты которого сформированы носителями круга киевской и наиболее раннего этапа пражской культуры, отражающих процесс формирования раннеисторических славян.


Лунница с эмалевыми вставками

Поселение расположено в Солигорском районе Минской области, в урочище Хутор Дедков над р. Морочь – притоке Случи, впадающей в Припять. Инициаторами изучения этого ранее не известного памятника стали члены Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры, которые выявили факт его разграбления кладоискателями. В дальнейшем краеведы оказали неоценимую помощь в археологическом изучении селища. В 2017 г. здесь произвела разведочные работы экспедиция Института Истории НАН Беларуси, в ходе которых была изучена постройка III в. с двумя очагами и крупным объектом – вероятно, местом складирования и первичной обработки болотной железной руды.


Развитие пражской культуры. Карта Большой российской энциклопедии,
автор И.О. Гавритухин

В текущем сезоне исследования на памятнике продолжила экспедиция исторического факультета Белорусского государственного университета, силами которой было изучено более 300 кв. м – порядка 3% площади всего поселения. Открыт участок производственной зоны с двумя хозяйственными постройками, а также ряд объектов, назначение которых предстоит выяснить. Жители поселения специализировалось в литейном и кузнечном деле, о чем свидетельствуют многочисленные обломки глиняных тиглей и льячек, отходы бронзолитейного производства, а также железный шлак.


Раскоп в процессе работ

Среди наиболее ярких находок, обнаруженных в Ясковичах, – представительная серия украшений с выемчатыми эмалями красного и белого цветов, среди которых – подковообразная и фрагменты треугольных фибул, а также серия лунниц. Форма, орнаментация, способы обработки глиняной посуды, а также характерные пряслица позволяют отнести памятник к киевской культурно-исторической общности, занимавшей в III–IV вв. огромное пространство на юге лесной и в лесостепной зоне Восточной Европы – от Полесья, Верхнего и Среднего Поднепровья на западе до бассейна Северского Донца на востоке. Считается, что носителями этой культуры были праславянские и родственные им племена позднеримского времени. В Ясковичах найдены также фрагменты глиняных горшков наиболее раннего этапа развития пражской культуры.


А – вещи круга выемчатых эмалей с площади памятника; Б – материалы из постройки 1.
А, Б 1 – сплав меди и эмаль, Б 6-7 – камень, остальное – глина. 
Рисунки и фото А.Н. Белицкой

Серия вещей – окончание поясного ремня, топоровидная подвеска, пинцет, рамка от пряжки, фрагмент арбалетовидной фибулы – свидетельствует о контактах местных жителей с носителями вельбарской и черняховской культур. Особого внимания заслуживает бронзовый наконечник ножен меча со схематическим изображением человека – личиной и согнутыми в локтях руками. Эта находка не имеет аналогий в Восточной и Центральной Европе, однако близкие параллели известны в Южной Скандинавии и нижнем течении Рейна. Стиль исполнения свидетельствует, что этот наконечник ножен был изготовлен между 400 и 460 гг. для знатного германского воина. На сегодня это наиболее яркая находка, маркирующая верхнюю хронологическую границу существования поселения в Ясковичах. Наряду со следами пожара, отмеченными в культурном слое, она позволяет предположить, что это раннеславянское селище могло погибнуть в первой половине V в. в результате набега германцев. Ими могли быть наиболее поздние группы готов, видиварии, упоминаемые Иорданом в дельте Вислы, или пришельцы из более дальних краев.


Фибула и лунницы с эмалями конца II-IV вв.

Итоги разведок и раскопок двух лет позволяют датировать селище временем от рубежа II/III по первую половину V в. Культурный слой памятника практически не содержит материалов других культурно-хронологических горизонтов. Обнаружение поселения в Ясковичах, которое, несомненно, станет одним их эталонных для древностей Белорусского Центрального Полесья III – начала V в., имеет важное значение для изучения этногенеза и культурной истории ранних славян.


Раскоп по окончании работ

В 1990–2000 гг. в белорусском Полесье, благодаря работам В.С. Вергей и А.А. Егорейченко, была изучена серия поселений пражской культуры, датированных второй половиной IV – началом V в. Вместе с памятниками прилегающих частей Житомирской и Киевской областей Украины, они образуют горизонт наиболее ранних пражских памятников – фазы «0» по И.О. Гавритухину. Эта культура соотносится с народом, известным с первой половины VI в. как «славяне» (lat. Sclaveni, Sclavi, Sclavini). В конце IV–V в., согласно сведениям Иордана и Прокопия Кессарийского, славяне наряду с другими народами – антами и, возможно, венедами – носителями пеньковской, колочинской, а также близких им археологических культур, входили в состав единого этнокультурного массива, который в современной археологии воспринимается как раннеславянский. Но именно потомки населения пражской культуры (в смысле культурном, но далеко не всегда биологическом), расселившись на обширных пространствах Европы, дали начало большинству современных славянских этносов.


Предметы импорта и подражания вещам вельбарской и черняховской культур 

Открытие в Белорусском Полесье наиболее ранних памятников пражской культуры повлекло за собой постановку новой исследовательской задачи: необходимо понять, является ли это население автохтонным, т.е. сформировались ли раннеисторические славяне VI в. именно на землях юга Республики Беларусь и прилегающей части Украины. С 2000 гг. белорусским археологам удалось выявить и изучить в Полесье – на пространстве между Западным Бугом и Днепром – древности середины I – начала III в. («поздне-» или «постзарубинецкого» периода), несомненно, связанные с этногенезом раннеславянских народов. Однако в интересующей нас хронологической (еще не культурной) секвенции остается малоизученной лакуна между полесскими древностями I–II вв. и наиболее ранними пражскими: загадка III–IV вв.

Решение данной научной проблемы осложнено сильной заболоченностью юга белорусского Полесья, где даже небольшие возвышенности зачастую непрерывно использовались с каменного века. Поэтому изучаемые в Припятском Полесье памятники, в. т.ч содержащие материалы интересующего нас периода, за редкими исключениями, многослойны, а их культурные напластования в разной степени перемешаны. При отсутствии «эталонных» материалов выделить на них древности узкого хронологического периода – а в случае «предпражского» горизонта это всего в 150–200 лет – крайне трудно. Поэтому открытие селища в Ясковичах, расположенного в менее заболоченном регионе и содержащего только материалы рубежа II/III – первой половины V в. – хронологического горизонта, понимание которого является ключевым для решения проблемы этногенеза славян, стало невероятной удачей. Изучение материалов этого памятника позволит на качественно новом уровне подойти к решению проблемы «предпражского» хронологического горизонта в Полесье. Наряду с ним, подобными эталонными памятниками, вероятно, станут селища в Давид-Городке, Бережцах и Малом Малешеве, археологическое исследование которых проводится в настоящее время экспедицией Института истории НАН Беларуси.

Еще предстоит выяснить, существует ли культурная преемственность между полесскими древностями I–V вв. Возможно, новые раскопки позволят решить проблему формирования пражской культуры, подтвердив гипотезу «полесского белого пятна», в наиболее полной форме сформулированную М.Б. Щукиным и Д.А. Мачинским в 1970–1990 гг. Согласно ей, процесс формирования раннеисторических славян VI в. происходил в I–V вв. в Припятском Полесье и прилегающих землях. В белорусской археологии подобных взглядов придерживался также Л.Д. Поболь.

Новые раскопки могут подтвердить или опровергнуть эту теорию, но, каковы бы ни были их результаты, несомненно, что дальнейшее изучение полесских памятников «предпражского» горизонта внесет весомый вклад в изучение проблемы формирования современных славянских этносов.

В.Г. Белевец, А.Н. Белицкая

Новость в СМИ:

gazeta.bsu.by