НАЙТИ
Направления  
Программы и проекты  
Экспедиции  
Образование  
Администрация  
Ученый совет  
Диссертационный совет  
Аспирантура  
Отдел полевых исследований  
Научные подразделения  
Архив  
Библиотека  
Издательство  
Монографии и сборники  
Публикации сотрудников  
Российская археология  
Краткие сообщения ИА РАН  
Археологические открытия  
Библиография  
Проведение историко-культурной экспертизы  
 
Проведение спасательных раскопок и наблюдений  
 
Проведение археологических разведок  
 
Образцы запросов для заказчиков  
Законодательство  
Учет  
Современное состояние  
 

События

К 100-летию российской академической археологии

Каменная летопись Алтая: образы Каракола

С 23 июня по 15 сентября 2018 года в Национальном музее имени А.В. Анохина г. Горно-Алтайска экспонируется выставка «Каменная летопись Алтая: образы Каракола», подготовленная Институтом археологии РАН.

Музей в этом году отмечает 100-летний юбилей. Его славный путь связан с именами выдающегося художника Г.И. Чорос-Гуркина, исследователя культуры народов Южной Сибири, А.В. Анохина и многих ученых, которые в 1920–1930-х годах наряду с природными ресурсами Горного Алтая изучали религиозные культы, обряды и поверья алтайцев. Образы Каракола иллюстрируют одну из наиболее ярких страниц каменной летописи Алтая эпохи бронзы, все еще недостаточно оцененную в контексте мировой истории искусства. Выставка связана еще с одной знаменательной датой и включена в план мероприятий к 100-летию российской академической археологии, приводящихся под эгидой Российского исторического общества.

Выставка представляет результаты нового технологичного документирования плит Каракола, Озерного, Беш-Озека, возвращение к этим материалам на новом уровне стало возможно в результате использовании современных методов, дополняющих известные образы новыми деталями, не различимыми невооруженным глазом.

Выразительные антропоморфные фигуры на плитах Каракола выполнены в смешанной технике с использованием гравировок разной глубины, пришлифовки и окрашивания, реже выбивки. Совмещение разных техник приводит к необходимости многостадийной документации, включающей фотосъемку в различных спектральных диапазонах, многоугловую теневую фотосъемку, фотограмметрию, а также методы цифровой обработки полученных изображений.

Каракольцы Алтая применяли для декорирования погребальных сооружений краски красного и черного цвета. Красный пигмент получали из охр, роль черной краски в росписях выполняла сажа, однако на черепах погребенных был обнаружен другой пигмент – гематит, в зависимости от направления освещения выглядящий черным или серебристым. Белую краску заменяло выскабливание и процарапывание поверхности, обнажавшее более яркий слой субстрата под потемневшей патинированной коркой плиты.

Персонажи Каракола и других одновременных памятников изображены в странных головных уборах: высоких петлеобразных или поднимающихся вверх парой длинных отростков. Головы других окружены веером расходящихся лучей-перьев, иные завершаются длинными торчащими или повисшими ушами. Одеты персонажи в затейливые костюмы, напоминающие или двуцветные облегающие комбинезоны, или широкоплечие халаты со спущенными удлиненными рукавами, часто снабженными V-образными низкими вырезами или нагрудниками. Вероятно, что существа изображали костюмированных участников погребальных процессий.

Благодаря содействию Национального музея им. А.В. Анохина, появилась возможность продемонстрировать результаты работ, выполненных в фондах Музея Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, Горно-Алтайского государственного университета в рамках научных проектов, поддержанных Российским фондом фундаментальных исследований.

В сотрудничестве с НИЦ «Курчатовский Институт» на уникальных установках были изучены краски, которыми выполнены полихромные изображения на плитах погребений.

На выставке хорошо известные образы Каракола предстают буквально в новом свете. Для редокументации использованы современные методы, позволяющие выявлять мельчайшие детали изображений, будь то поблекшие следы краски или тончайшие гравировки. При большом увеличении становится возможным проследить следы инструментов древнего художника и даже обнаружить новые изображения, которые не фиксировались ранее.




Выставка подготовлена Центром палеоискусства Института археологии РАН

Тексты – Екатерина Дэвлет, фотографии – Александр Пахунов

 

20.06.2018



Вернуться в раздел «Новости»

 
 

 

Подписка на пресс-релизы ИА РАН
     
События
Публикации
Конференции
Новые книги
Институт в СМИ
In memoriam
     
 
     
 

 
 

Фотовыставка "Археология: мост сквозь века. Древнее искусство в полевых находках Института археологии РАН" 17 сентября 2018 г., Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва

 
   
 
 
 

 
 

Научно-практический семинар «Средневековая археология Дунайского бассейна и Русской равнины: новые подходы к изучению расселения, культуры и социальной стратификации», 19–20 сентября 2018 г., Москва – Переславль Залесский

 
   
 
 
 

 
 

Публичная лекция "Тайны монастырей Москвы", 14 сентября 2018 г., 19:00, парк "Зарядье", г. Москва

 
   
 
 
     
 
     

© Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт археологии Российской академии наук, 2006 – 2018

117036, Москва, ул. Дм. Ульянова, 19 Тел.: (499) 126-47-98, факс (499) 126-06-30

Создание сайта - Инфорос
     
На главную E-mail Добавить в избранное Карта сайта Оставить отзыв Версия для печати Отправить на e-mail Наверх